Информация для родителей
Ответы психологов Программ E-Camp на часто задаваемые вопросы родителей.
Материал подготовлен Гавриленко Анастасией Ильиничной и Зенцовой Натальей Игоревной. Проект "Псхологическая студия успеха".
А нужен ли моему ребёнку лагерь?
Если ребенку исполнилось 7-14 лет, он здоров телом и душой, значит, отдых со сверстниками отдельно от родителей ему просто необходим. Ваш ребенок взрослеет, ему нужно становиться более самостоятельным, и избавляться от симбиотической (сильной) привязанности к родителям, а детский лагерь в этом случае – прекрасный способ стать более самостоятельным. В первый раз можно отправить ребенка в лагерь вместе с друзьями - так ему будет проще адаптироваться в незнакомой обстановке.
А вдруг моему ребёнку будет непривычно в лагере в первые дни?
В первые дни может быть не совсем комфортно только тем детям, которые раньше не оставались долго без родителей. Поскольку они никогда не попадали в мир, где нет мамы, которая всегда готова принять за них решение и помочь, которая всегда любит независимо ни от чего. Стоит отметить, что в хорошем лагере для этого существуют профессиональные детские психологи. Уже с первых дней заезда вашего ребенка они с чутким вниманием постараются помочь адаптироваться к незнакомой обстановке всем детям, для которых покидание родного дома происходит непросто.
Как выбрать хороший лагерь?
Главное правило - лагерь надо выбирать не только по принципу "где хорошая погода и кормят вкусно", гараздо важнее, чтобы дети всё время были заняты и могли с толком проявлять свою активность. Если перед вами выбор: за одни и те же деньги отправить ребёнка в обычный лагерь (4-5-разовое питание, днём работают кружки, вечером - дискотека) на 2 смены по три недели или в лагерь тематический, где время ребёнка будет расписано по минутам и он будет постоянно занят полезными и интересными мероприятиями, но только на две недели, вспомните о злейших врагах с названием "скука" и "безделье". Даже если остальную часть лета ребёнку придётся провести просто на даче, при выборе лагеря лучше ориентироваться не на количество дней, а на их качество! Если в самом начале лета Вы отправите его в лагерь активного отдыха, то потом он будет всё оставшееся время жить под впечатлением увлекательных лагерных мероприятий и занятий, привнося их в свою повседневную жизнь.
Может лучше всё-таки отправить ребёнка на дачу?
Некоторые родители не отправляют детей в лагерь по принципиальным соображениям: понаберется там неизвестно чего, свяжется неизвестно с кем, кормят наверняка плохо, дисциплина и коллектив - не поймешь, то ли армия, то ли тюрьма...В общем, лучше пусть от греха подальше на даче поскучает. Там тоже воздух свежий и под присмотром близких. Другие родители наоборот, отправляют - да ещё как: сразу на несколько смен, чтобы под ногами не мешался. Ребёнка кормят, следят за ним, какие-то мероприятия и игры проводят - чего ещё нужно? Зато родители могут спокойно поработать или отдохнуть. Эти две, казалось бы, противоположные позиции на самом деле имеют общий изъян. В них ни слова не сказано о том, чем ребёнок будет заниматься на даче или в лагере... Правильно отдыхать - это большое искусство, которому можно и нужно учиться! Если ваш ребёнок отправится в лагерь с интересной, насыщенной и познавательной программой, можно считать, что ему повезло: он получит не опыт долго и утомительного безделья, а бесценные уроки активного отдыха, общения со сверстниками и самостоятельной жизни, которые, несомненно, ему будут очень полезны!
Как мне помочь адаптироваться ребёнку в лагере?
Ну, во-первых, помощь - это не значит, что вам нужно срочно всё побросать и отправиться в лагерь в качестве вожатой или нянечки. Однако ребёнок может получить от вас полезный инструктаж о том, как можно провести время в лагере и что новое и интересное его ожидает. Объясните ребёнку, что поездка в лагерь это не ссылка, а уникальная возможность проявить свою самостоятельность, обрести новых друзей и узнать много нового. А команда вожатых, преподавателей, психологов - это не строгие учителя, а добрые и чуткие друзья. Готовые сделать всё, чтобы ему было весело, интересно и не скучно.
Какие советы дать ребёнку, отправляя его в лагерь?
Ребёнку, который едет в лагерь в первый раз, требуется некоторая психологическая подготовка. Поговорите с ребёнком о том, о чём, возможно, раньше вы не акцентировали внимание, как жить рядом с другими (чужими!) людьми, что значит быть приятным для общения человеком. Правила это нехитрые, но напомнить их ребёнку перед отъездом нужно:
Всегда поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, думай о чувствах других. Старайся быть опрятным и чистым, не создавай беспорядка в общем номере. Следи за тем, как ты строишь разговор: не перебивай, не говори слишком много о себе любимом, не развивай неприятные твоему собеседнику темы. Учись цивилизованно вступать в конфликт - не ругайся, не обижай других, старайся вежливо и корректно высказать и отстоять свою точку зрения.
Подростки и родители
Материал подготовлен Мариной Евгеньевной Лисагор. Психолог-консультант.
Мне кажется, что ни для одного поколения задача воспитания подростков не была такой сложной, как в наши дни. Многие родители, с которыми я встречаюсь на консультировании, сильно обеспокоены поведением своих детей. Не так просто ответить на вопрос, что терзает души современных подростков. Дело в том, что современный подросток живёт в других социальных условиях. С самого начала существования подростковой культуры и до настоящего времени основными темами остаются: независимость и самоопределение. Несмотря на все сходства, существует огромная пропасть, отделяющая современного подростка от подростков прошлого. В чём заключаются эти отличия?
1. Технология:
Современные подростки выросли в мире высокоразвитых технологий. Кабельное и спутниковое телевидение, компьютер, интернет - стали важной частью жизни и оказывают на них как положительное, так и отрицательное влияние. Наши дети могут общаться по сети с друзьями и посылать им сообщения в любую точку планеты. Интернетовские "чаты" вытесняют телефонную связь, как метод общения подростков между собой. Эта технологическая реальность даёт им связь с миром, а миру даёт возможность влиять на них.
2. Знание о насилии и соприкосновение с ним:
Ваш подросток знает о человеческой жестокости гораздо больше, чем знали вы, так как в средствах массовой информации много говорится о насилии, наша культура тяготеет к насилию, иногда просто одержима им (фильмы, телевизионные шоу, музыка). Современные подростки видят насилие не только в кино и средствах массовой информации, многие из них испытали его на личном опыте. Большая часть подростков признаётся, что они часто наблюдают сцены насилия в школе.
3. Распад семьи:
Непрочность современной семьи - большое количество разводов, проживание с одним из родителей, родители-одиночки, повторные браки, в которых у каждого из родителей свой ребёнок от первого брака. Стресс, отчуждение, невнимание друг к другу непосредственно связаны с напряженностью приспособления к новым типам семьи. Современные дети лишены присмотра, поддержки вне дома.
4. Знания о сексуальных отношениях и соприкосновение с ними:
Современные подростки живут в мире, в котором нет никаких правил, связанных с сексом. Кино, пресса и музыка отожествляют секс с любовью и изображают его как часть полноценных отношений между людьми. Подростки, не живущие половой жизнью, борются с такими мыслями: "Может быть я упускаю что-то важное? Может быть со мной что-то не так?"
Современные подростки живут в мире, в котором секс не только считается нормальной частью ухаживания, но и совместная жизнь до вступления в брак становится всё более естественным делом.
В таком сложном мире живут современные подростки. Но положительно то, что они ждут советов от родителей. Родители оказывают на подростков большее влияние, чем ровесники, в следующих вопросах: ходить ли в школу, в какой институт поступать, вопросы о религии. Родители оказывают влияние на планы подростков, связанных с работой и карьерой. Друзья более влияют на непосредственные решения: прогулять занятия, с кем встречаться, во что одеваться и т.д.
Кто же всё таки оказывает большее влияние - родители или друзья? Родительское влияние несомненно в тех проблемах, которые наиболее важны и максимально определяют будущее подростка, его мышление и поведение.
Что хочет подросток?
1. Желание подростка чувствовать свою связь с родителями.
Если эмоциональной связи нет, ребёнок будет испытывать неуверенность, чувствовать себя заброшенным. Подросток, чувствующий себя покинутым, часто будет задавать вопросы: "Что во мне не так? Почему родители не заботятся обо мне?" Выделяйте время для общения с детьми!!
2. Подростки хотят, чтобы их приняли:
Принимайте своих детей такими, какие они есть. Не пытайтесь сравнивать их с другими. "Мои родители любят меня, у меня всё хорошо" - так думает подросток, которого принимают. Отвергнутый подросток думает: "Я им не нравлюсь. Я недостаточно хорош для них. Они хотели бы, чтобы я был другим". Ребёнок, чувствующий себя отвергнутым, не ощущает любви.
3. Подростки хотят, чтобы их уважали:
Оскорбительные, резкие, грубые слова остаются на всю жизнь. Родители, злоупотребляющие своей властью физически, шлёпая, толкая, избивая детей, могут причинить вред физическому развитию подростка, нанося серьёзный урон эмоциональному развитию и значительно осложняют этим его взрослую жизнь.
Самая важная потребность - чувствовать себя любимым. Основная потребность подростка - чувствовать любовь тех взрослых, которые играют важную роль в его жизни!
Подросток, живущий в вашем доме - ваш самый близкий человек!
Дружба. Быть другом.
"Лис замолчал и долго смотрел на маленького принца. Потом сказал:
- Пожалуйста...приручи меня!...
-Я бы рад, - отвечал маленький принц. - Но у меня так мало времени. Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.
- Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и поэтому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг,......?"
Смысл дружбы:
Дружба - сложная тема. Слово "друг" часто путают со словами "знакомый", "симпатичный", "уважаемый", "приятель", "брат". Быть друзьями нелегко. Многие понимают под дружбой готовность всегда сказать "да", отдать себя в полное распоряжение, удовлетворить любую просьбу друга. В дружбе недостаточно давать, надо спросить себя зачем даёшь. Тогда можно понять, например, что этой отдачей ты стараешься компенсировать чувство вины или собственной неполноценности, или ты хочешь привязать к себе другого человека, или, может быть, таким образом, ты просто стараешься избавиться от одиночества. Быть другом не значит владеть им, контролировать его. Истинная дружба помогает росту другого человека, делает его свободным, открытым к жизни, независимо от нас.
Будем помнить, что мы единственные и неповторимые. Будем помнить, что каждый из нас пришел на землю, чтобы выполнить задачу, миссию, какой бы она не была. Каждый из нас отличается от другого. Каждый из нас - подлинник, а не чья-то копия. Надо быть другом, прежде чем иметь друзей.
Дружба - это жизнь. Жить означает опираться только на себя. Не научившись ошибаться и извлекать уроки из результатов своих ошибок невозможно достигнуть психологической зрелости. Дружба это не господство. Никто не имеет право владеть другим человеком. Большинство людей может жить, только манипулируя другими, осознанно или неосознанно, присваивая себе право и обязанность изменять другого, не учитывая личность человека. В такой ситуации дружба невозможна.
Друг - это тот, кто даёт и получает.
Дружба - это не манипуляция, не использование, не призрение.
Друг - это тот, кто помогает и нуждается в помощи.
Настоящие друзья видят друг друга такими, какие они есть, критикуют друг друга и остаются друзьями!"